Любить своих детей – дар особого рода! И он состоит не только в том, чтобы передавать свои знания и опыт, но и в том, чтобы «с радостью наблюдать распускающуюся жизнь и наслаждаться соприкосновением с душой ребёнка», как утверждала знаменитый итальянский педагог Мария Монтессори. Но подобное восприятие приходит, лишь когда мы внимательно вглядываемся в мир своего ребёнка, чувствуем, что на самом деле сейчас является для него главным. И помогаем ему расти – в своём ритме, в соответствии со своим возрастом, своей индивидуальностью. В каждом возрасте у наших детей есть основные, приоритетные задачи развития и свои трудности. Соответственно, задача взрослых – помочь детям гармонично развиваться и справляться с этими трудностями.
Однако на протяжении длительного времени в семьях складывалась совсем не та социально-психологическая обстановка, которая необходима для благоприятного развития детей, характеризующаяся следующими проявлениями:
- общим дефицитом общения с родителями, а также нехваткой соответствующих возрастным особенностям детей видов общения;
- преобладанием в семьях авторитарно-командного стиля общения с детьми;
- широкой распространенностью наказаний (в том числе физических) по сравнению с различными формами поощрения и поддержки детей;
- завышенными требованиями родителей по отношению к детям.
Всё это приводит к нарушению психологической связи между ребёнком и родителями и, как следствие, приводит к уходу детей из семьи, их невротизации, суицидальным проявлениям, росту безнадзорности детей и влияет на криминализацию подростковой среды в целом. Любое нарушение социальных отношений имеет корни в нарушениях семейных отношений.
Важно понять, что родительская забота заключается не только в том, чтобы вовремя накормить, обуть ребёнка и дать ему образование. Не менее важным является ежедневное общение с ребёнком, постижение его проблем, страхов и переживаний, искреннее и активное участие в решении каких-либо вопросов, беспокоящих его. Кроме того, несколько раз в неделю необходимо организовывать с ребёнком совместное времяпрепровождение. К формам совместного отдыха детей и родителей можно отнести следующее:
- совместная интеллектуальная деятельность: интеллектуальные семейные игры, разгадывание кроссвордов, ребусов, загадок, составление собственных кроссвордов и др.;
- совместная творческая деятельность: оформление поздравления родственникам, подготовка квартиры к празднику, выполнение каких-либо художественных работ и др.;
- совместная трудовая деятельность: уборка в квартире, благоустройство территории вокруг своего дома, выполнение работ на приусадебном участке и др.;
- совместная спортивная деятельность: посещение тренажёрного зала, бассейна, спортивные занятия на стадионе всей семьёй, лыжные семейные прогулки и др.;
- совместная культурно-развлекательная деятельность: поездки за город, походы по магазинам, музеям, театрам, кино и другим развлекательным и общественным местам;
- совместные подвижные, сюжетно-ролевые игры.
Подобные действия и мероприятия крайне необходимы ребёнку, чтобы он осознал, что может всячески рассчитывать на своих родителей, что его любят, в нём нуждаются, с ним считаются. Нередко в семьях происходит выяснение отношений между родителями, ссоры, оскорбления и унижение друг друга. Следует избегать семейных конфликтов при детях. Ребёнок не должен быть свидетелем семейных драм, поскольку подобные конфликты ранят его самолюбие, влияют на его психику, искажая его представление о жизни и вызывая в нём страх за будущее. Поэтому неудивительно, что в подобных семьях дети растут распущенными, злыми и грубыми, у них отсутствует интерес к учёбе, к знаниям и наукам.
Существуют приёмы, стимулирующие положительное поведение ребёнка:
ПОХВАЛА:
- Вербальная – когда мы говорим ребенку (подростку), что им довольны;
- Невербальная – улыбка, подмигивание, кивок и др.;
- Физическая – объятия, поцелуи, похлопывания по плечу, рукопожатия и др.;
- Передача положительных эмоций – когда мы говорим детям, как они поднимают нам настроение, как они нам дороги, как мы их любим и др.;
ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ:
- Привилегии – больше поспать утром, если установлен строгий режим дня, больше времени на игру в компьютер, просмотр телевизионных передач и др.;
- Материальное – не должно быть очень частым (чем в более позднем возрасте к этому прийти, тем лучше для ребёнка);
ИГНОРИРОВАНИЕ:
- Используем, когда поведение ребёнка направлено на привлечение внимания родителя в форме негативного самопредъявления.
- Игнорирование не уместно, когда поведение может:
- нанести вред ребёнку или окружающим;
- привести к уничтожению имущества;
- когда мотив поведения – не борьба ребёнка за внимание
За что нельзя наказывать ребёнка
- За то, за что взрослый не был бы наказан: за нежелание есть или спать, за поломку ребёнком его же собственной игрушки, за то, что он дружит с тем, кто не нравится его родителям и т.д.;
- За проступки, совершенные непреднамеренно или по незнанию (не ругайте ребенка, а спокойно объясните, почему этого делать нельзя);
- За проступки, даже весьма серьёзные, но совершенные им впервые, если ребенок сам сознался в них, обнаруживает горячее раскаяние и стремится исправить причинённый вред;
- За проявление болезни или невротической привычки (например, за то, что ребенок мочится в постель, сосёт палец, грызёт ногти, гиперактивен, импульсивен, заикается, будит семью ночными криками из-за снящихся ему кошмаров и др.);
- За естественную познавательную активность (например, ребёнок хочет познать функции какого-то предмета и случайно ломает его, изучает свои половые органы и др.);
- За предполагаемые проступки – если Вы не были непосредственным свидетелем «преступления» Вашего ребёнка, явные улики, подтверждающие его вину, отсутствуют, не наказывайте его с чужих слов. Лучше не наказать виновного, чем наказать невиновного;
- За непослушание, неповиновение само по себе. Ребенок не робот и не должен слушаться родителей немедленно и беспрекословно. Следует мотивировать свои требования, а не говорить: «Делай, потому что я велю!»;
- За бездействие, безделье – наказание здесь совсем неэффективно, а только усугубляет ситуацию;
- Если у Вас есть сомнение, наказывать или нет – лучше не наказывать;
- За один раз – одно наказание. Даже если ребенок совершил сразу великое множество ужасных проступков, он наказывается, может быть и сурово, но только один раз за все сразу;
- Наказан – прощён. Если Вы уже наказали ребёнка, инцидент исчерпан, никогда и ни при каких обстоятельствах больше не пеняйте ребёнку за его прошлые проступки;
- Бороться с непослушанием можно и нужно последовательно и эффективно без крика и телесных наказаний;
ПОД ВОСПИТАНИЕМ ВЗРОСЛЫЕ ДОЛЖНЫ ПОНИМАТЬ
НЕ НАКАЗАНИЕ, А РАЗЪЯСНЕНИЕ,
КАК МОЖНО ПОСТУПАТЬ, А КАК НЕЛЬЗЯ И ПОЧЕМУ!
Текст подготовила:
педагог-психолог, заведующая стационарным отделением Агеева Л.А.
|