Среда, 24.10.2018, 01:35
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Поиск
Вход на сайт
Календарь
«  Ноябрь 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Друзья сайта
  • Президент России
  • Официальный портал администрации Липецкой области
  • Управление социальной защиты населения Липецкой области
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » 2015 » Ноябрь » 20 » Защита прав детей-инвалидов
    15:30
    Защита прав детей-инвалидов

              Проблема инвалидности является актуальной проблемой, что аргументируется убедительными данными международной статистики, согласно которой число инвалидов во всех странах велико и четко прослеживается тенденция к его увеличению. В наше время в России стоит острый вопрос, связанный с проблемами детей-инвалидов в современном обществе. Проблема детей-инвалидов касается почти всех сторон нашего общества: от законодательных актов и социальных организаций, которые призваны оказывать помощь этим детям, до атмосферы, в которой живут их семьи. Число детей-инвалидов с каждым годом становится все выше и выше.

               Этому способствует множество факторов: невысокий уровень медицины в России, нехватка финансирования, плохая экология, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), рост травматизма, детская заболеваемость, и т.д. К детям инвалидам относятся дети, которые значительно ограничены в жизнедеятельности, социально дезадаптированы вследствие нарушения роста и развития, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению ,трудовой деятельности и т.д. В последнее время часто заходит речь о переходе к более гибкой терминологии по отношению к детям-инвалидам. По отношению к ребенку огромное значение играет тот факт, как к нему обращаются, гораздо гуманнее было бы говорить не «умственно отсталый», а «ребенок с неспособностями», не «слепой», а ребенок с ослабленным зрением. Проблема социальной адаптации детей инвалидов очень актуальна сейчас. Если в 1990 году на учете в органах социальной защиты состояло сто пятьдесят одна тысяча таких детей, в настоящее время же детей-инвалидов насчитывается около 1 миллиона и каждый год эта цифра увеличивается, лишь семь процентов детей рождается здоровыми, при этом две трети из которых – особые дети, имеющие психические и психоневрологические нарушения (детский церебральный паралич, аутизм, синдром Дауна, и другие). Ежегодно в России рождается пятьдесят тысяч инвалидов с детства.

     

    Дети с ограниченными возможностями как объект социальной работы

     

               Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствуют увеличению числа детей-инвалидов, делая эту проблему особенно актуальной. В нашей стране остроту проблеме придает то, что до 1917 года система оказания помощи этой категории детей не сложилась, а позднее, вплоть до 90-х годов ХХ века, работа с таким ребенком осуществлялась в специальных домах-интернатах изолировано от общества. Сейчас многие специалисты работают над разрешением комплекса проблем детей со специфическими нуждами. Но для того, чтобы понять их проблемы, выявить их особенности и специфику работы с ними, необходимо, прежде всего, выяснить, что включают в себя понятия «инвалид», «инвалидность».

    • Согласно Декларации о правах инвалидов ( ООН , 1975 ) «инвалид» означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и / или социальной жизни в силу недостатка , будь то врожденного или приобретенного, его или ее физических или умственных возможностей.

                  В законодательстве бывшего СССР существовало несколько иное понятие «инвалида» / «инвалидности» , которое было связано с потерей трудоспособности . При такой постановке вопроса дети до 16 лет не могли быть признаны инвалидами .Таким образом , возникла необходимость в появлении термина «ребенок-инвалид» . К этой категории относятся дети , имеющие «значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения роста и развития ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем».

               А «инвалидность» в детском возрасте можно определить , как «состояние стойкой социальной дезадаптации , обусловленное хроническими заболеваниями или паталогическими состояниями , резко ограничевающими возможность включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы , в связи с чем возникает необходимость в постоянном дополнительном уходе за ним , помощи или надзоре»

                    Однако , хотелось бы заметить, что за рубежом и в нашей стране идет процесс перехода к более гуманной и гибкой терминологии . Так , например, в английском языке термин «инвалид» вышел из употребления и считается дискриминирующим права людей с нетипичным внешним видом и потребностями , вместо него по отношению к детям используется «дети с неспособностями». Всемирная Организация Здравоохранения не рекомендует так же использовать термины «идиотия» , «имбецильность», «умственная неполноценность» . В российской дефектологии так же делаются попытки дать более адекватные определения некоторых дефектологических терминов с учетом современных требований.

                  Определение инвалидности детям до 16 лет в Российской Федерации производит Федеральное бюро медико-социальной экспертизы (филиалы бюро есть в каждом населенном пункте) в соответствии с Правилами признания лица инвалидом Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» (с 1 января 2010 г. настоящие Правила действуют без учёта «степени ограничения способности к трудовой деятельности», согласно поправкам, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2009 г. № 1121 «О внесении изменений в Правила признания лица инвалидом»). В соответствии с Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15 апреля 2003 года № 17 "Об утверждении разъяснения «Об определении федеральными государственными учреждениями службы медико-социальной экспертизы причин инвалидности» (в ред. приказа Минздравсоцразвития РФ от 29.04.2005 года № 317) у ребенка-инвалида определяется группа инвалидности. Их три (группы):

    1 группа инвалидности

                   Критерием для определения первой группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи, вследствие нарушения здоровья со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к резко выраженному ограничению одной из категории жизнедеятельности либо их сочетанию. Критерии установления 1 группы инвалидности:

    • неспособность к самообслуживанию или полная зависимость от других лиц;
    • неспособность к самостоятельному передвижению и полная зависимость от других лиц;
    • неспособность к ориентации (дезориентация);
    • неспособность к общению;
    • неспособность контролировать свое поведение.

    2 группа инвалидности

    Критерием для установления второй группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи, вследствие нарушения здоровья со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к выраженному ограничению одной из категорий жизнедеятельности либо их сочетанию. Показания к установлению 2 группы инвалидности:

    • способность к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств и (или) с помощью других лиц;

    • способность к самостоятельному передвижению с использованием вспомогательных средств и (или) с помощью других лиц;

    • неспособность к трудовой деятельности или способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных средств и (или) специально оборудованного рабочего места, с помощью других лиц;

    • неспособность к обучению или способность к обучению только в специальных учебных заведениях, или по специальным программам в домашних условиях;

    • способность ориентации во времени и в пространстве, требующая помощи других лиц;

    • способность к общению с использованием вспомогательных средств и (или) с помощью других лиц;

    • способность частично или полностью контролировать свое поведение только при помощи посторонних лиц.

    3 группа инвалидности

    Критерием для определения третьей группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи, вследствие нарушения здоровья со стойкими незначительно или умеренно выраженными расстройствами функций организма, обусловленными заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к не резко или умеренно выраженному ограничению одной из категорий жизнедеятельности или их сочетание.

    Показания для установления 3 группы инвалидности:

     

    • способность к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств;
    • способность к самостоятельному передвижению при более длительной затрате времени, дробности выполнения и сокращении расстояния;
    • способность к обучению в учебных заведениях общего типа при соблюдении специального режима учебного процесса и (или) с использованием вспомогательных средств, с помощью других лиц (кроме обучающего персонала);
    • способность к выполнению трудовой деятельности при условии снижения квалификации или уменьшения объема производственной деятельности, невозможности выполнения работы по своей профессии;
    • способность к ориентации во времени и в пространстве при условии использования вспомогательных средств;
    • способность к общению, характеризующаяся снижением скорости, уменьшением объема усвоения, получения и передачи информации

    Каждой группе инвалидности ребенка-инвалида соответствует перечень заболеваний,

    среди которых можно выделить следующие основные группы:

                1.Нервно-психические заболевания. Наиболее распространенные заболевания этой группы детские церебральные параличи, опухоли нервной системы, эпилепсия, шизофрения и другие эндогенные психозы, умственная отсталость (олигофрения или слабоумие различного генеза, соответствующие стадии идиотии или имбецильности ), болезнь Дауна, аутизм.

              Все эти болезни объединены в одну группу, однако, следует умственную и психическую неполноценность, на этом настаивает Международная лига обществ содействия умственно отсталым и другие организации, занимающиеся изучением этой категории людей и /или оказанием им помощи.

                   Термин «умственная неполноценность» включает в себя два значимых компонента, которые «должны рассматриваться в соответствии с биологическим возрастом и соответствующим культурным фоном: интеллектуальная отсталость, находящаяся ниже среднего уровня и присутствующая с раннего возраста; значительное ослабление способности приспособиться к социальным требованиям общества». У детей-инвалидов этой категории очень часто наблюдаются грубые нарушения всех сторон психической деятельности: памяти, внимания, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы. Однако, после специальных упражнений и занятий они могут достигнуть неплохих результатов. Круг проблем таких детей требует, в основном, вмешательства специалистов в области педагогики и абилитации (соответственно педагогов и социальных работников) в тесном контакте с семьей.Термин «психическая неполноценность» употребляется для обозначения многочисленных сдвигов, которые оказывают влияние на эмоциональные функции и поведение. Оно характеризуется неуравновешиваемостью эмоций различных видов и степеней сложности, нарушенным (а не отсутствующим) пониманием и коммуникацией, а так же скорее ошибочно направленной, а не только несоответствующей приспособляемостью. Чаще всего такие заболевания возникают внезапно и принимают форму острого сдвига, являясь иногда результатом биохимических изменений или употребления наркотиков, переживания тяжелого или длительного стресса, психологических конфликтов, а так же в результате других причин. В детстве чаще возникают сдвиги в области эмоций или поведения.

                  Симптомам болезней могут предшествовать воспитательные, социальные или личные трудности. Душевные болезни могут принимать форму острых, хронических или протекающих толчками заболеваний, в зависимости от нее и от специфики проявления болезни назначается лечение. При этом обязательно вмешательство специалистов из области медицины и психиатрии. Однако, бывает сочетание умственной отсталости с психической недостаточностью и другими осложнениями. Это создает определенные сложности при диагностике заболеваний и работе с такими детьми и требует от специалистов хорошей подготовленности, обученности. Осложнения могут появиться при рождении или позже. Можно выделить следующие причины их появления: плохой уход за детьми с умственной отсталостью, восприимчивость такого ребенка к нагрузкам, стрессам, невниманию со стороны лиц, к которым они особенно привязаны и т.п.

                  2. Заболевания внутренних органов. В настоящее время они занимают лидирующее положение в структуре детской инвалидности, что вызвано переходом заболеваний в хроническую форму с тяжелыми функциональными нарушениями. Часто это связано с поздней выявляемостью нарушений и недостаточными мерами реабилитации. В эту группу заболеваний входят различные заболевания, паталогические состояния и пороки развития органов дыхания (в том числе и хронический туберкулез легких), почек и органов мочевыделения, желудочно-кишечного тракта, печени и желчевыводящих путей (циррозы печени, хронический агрессивный гепатит, непрерывно-рецидивирующий язвенный процесс и т.п.), сердечно-сосудистой системы (в том числе пороки сердца и крупных сосудов), системы кроветворения (лейкозы, болезнь Верьегофа, лимфогранулематоз и т.п.), опорно-двигательного аппарата (полиартриты и т.п.). Часто в силу своих заболеваний такие дети не могут вести активный образ жизни, сверстники могут избегать общения с ними и включения их в свои игры. Возникает ситуация рассогласованности между необходимостью осуществления нормальной жизнедеятельности ребенка и невозможностью ее полноценной реализации. Социальная депривация углубляется за счет длительного пребывания ребенка в специальных стационарах, санаториях, где ограничен социальный опыт и общение осуществляется между такими же детьми. Следствием этого является задержка развития социальных и коммуникативных навыков, формируются недостаточно адекватное представление об окружающем мире у больного ребенка.

                   3. Поражение и заболевания глаз , сопровождающиеся стойким снижением остроты зрения до 0,08 в лучшем видящем глазу до 15 от точки фиксации во всех направлениях. Психическое развитие детей с дефектами зрения в значительной степени зависит от времени возникновения патологии и от времени начала специальной коррекционной работы, а это (психического развития) дефекты могут быть компенсированы за счет раннего и широкого использования функций сохранных анализаторов.Мастюкова Е.М. и Московина А.Г. характеризуют такого ребенка как боязливого, малоконтактного. Поэтому они предлагают обогащать чувственный и практический опыт этих детей, постепенно включая его в круг здоровых сверстников. В работе с данной категорией детей рекомендуется так же использовать их особую чувствительность к музыке.

               4. Онкологические заболевания, к которым относятся злокачественные опухоли 2 и 3 стадии опухолевого процесса после комбинированного или комплексного лечения, включающего радикальную операцию; неподдающиеся лечению злокачественные новообразования глаза, печени и других органов. В последнее время число онкологически больных детей увеличивается довольно быстро. Для этого существуют различные причины: в нашей республике, например, это связывают с последствиями аварии на Чернобыльской АЭС; в других странах, например в Королевстве Норвегии, ведущим фактором, по мнению руководителя Радиологического госпиталя профессора Ольснеса С., является «генетическое накопление дефектов, вызванных многократным перекрестным скрещиванием наследственного материала...». При онкологическом заболевании кризисные ситуации могут возобновляться или прерываться более или менее длительными периодами стабилизации, во время которой производится реабилитация больного. Особенности методов лечения в сочетании с возрастными и межличностными особенностями ребенка ведут к возникновению изменений сначала в физическом, а затем и в психическом его состоянии.

                    5. Поражения и заболевания органа слуха. По степени снижения слуха различают глухих и слабослышащих. Среди глухих можно выделить так же две группы в зависимости от наличия или отсутствия у них речи. Число детей с этим заболеванием относительно невелико, они составляют около 12% всех детей-инвалидов. Особенности поведения ребенка с нарушенным слухом разнообразны. Обычно они зависят от причин нарушения. Например, у детей с ранним ограниченным повреждением мозга дефект слуха сочетается с повышенной психической истощаемостью и раздражительностью. Среди глухих встречаются замкнутые, «странные», как бы «пребывающие в своем мире» дети. У оглохших, наоборот, наблюдается импульсивность, двигательная расторможенность, иногда даже агрессивность.

                     6.Хирургические заболевания и анатомические дефекты и деформации.

                     7. Эндокринные заболевания.

    Положение детей-инвалидов в современном российском обществе и за рубежом.

                    В Европе именно в Декларации о правах людей с ограниченными возможностями (Резолюция 3347, 9 декабря 1975 года), в Статьях 3 и 10, сказано, что люди с ограниченными возможностями имеют “неотъемлемое право на уважение их человеческого достоинства” и “те же основные права, что и их сограждане того же возраста, что в первую очередь означает право на удовлетворительную жизнь, которая была бы как можно более нормальной и полнокровной”. Статья 10 утверждает необходимость защиты людей с ограниченными возможностями от «от какой бы то ни было эксплуатации, от любых видов регламентации и обращения, носящих дискриминационный, оскорбительный или унижающий характер”.

               Наиболее приемлемым термином для данной социальной группы является абилитация - это комплекс услуг, направленных на адаптацию к жизни, усиление имеющихся ресурсов социального, психического и физического развития человека.

             Международная организация труда (МОТ) была вовлечена в борьбу против всех форм дискриминации с 1944 года. В Филадельфийской декларации, принятой на конференции МОТ, сказано, что “Все человеческие существа, вне зависимости от расы, вероисповедания и пола, имеют право добиваться как материального благосостояния, так и духовного развития на условиях свободы и достоинства, экономической безопасности и равных возможностей”. На этой основе МОТ приняла две рекомендации (№№ 99-1955 и 168-1993) и конвенцию (№ 159-1983). Руководствуясь этими текстами, работа МОТ по борьбе с дискриминацией сосредоточилась на равном обращении и возможностях для мужчин и женщин, и равенстве между работающими людьми с ограниченными возможностями и другими работающими людьми.

               После принятия Рекомендации № R(92)6 (о последовательной политике в отношении людей с ограниченными возможностями (1992))баланс в политике государств-членов сдвинулся от защиты и компенсации к более активному подходу, направленному на достижение для людей с ограниченными возможностями возможности контролировать собственную жизнь, при этом реабилитация стала одним из основных инструментов для достижения этой цели. Во многих государствах традиционные институты были реорганизованы в более личностно-ориентированные жилые комплексы с направленностью на оказание помощи на местах, что является одним из способов помочь людям с ограниченными возможностями стать более независимыми.

             В документе Совета Европы также отмечается такой немаловажный пункт, как то, что человек страдает от инвалидности, не может быть основой для лишения его возможности пользоваться правами и свободами, гарантированными ему упомянутой конвенцией. Статья 1486 Конвенции, касающаяся запрета дискриминации, и Протокол № 12 (2000)87 по сути призваны защитить каждого человека, в том числе людей с физическими или психическими нарушениями, от любой формы дискриминации.

              Как и в любом государстве, какие не были бы принятые конвенции, рекомендации для данной социальной группы, существуют определенные препятствия для получения доступа к тем или иным благам. Они, по мнению разработчиков связаны с отсутствием четко разработанной системы социальной защиты того или иного региона. Другими словами, чем больше бреши в социальной защите, тем больше вероятность неполучения доступа к механизмам законной социальной защиты. Также существуют определенные препятствия к получению социальных пособий; доступу жилья, застроенным территориям, городской среде и транспорту; профессиональному обучению и трудоустройству; к начальному, среднему и высшему образованию; возможности социального участия, доступу к информации, коммуникациям, новым технологиям; в системе здравоохранения.

               Итак, наличие барьеров между инвалидами и обществом обусловлено тем , что больное общество стремится к тому, чтобы , откупившись от инвалида с одной стороны, ограничить его социально и воспитать в нем потребительское отношение к здоровым людям и обществу . Семья, являясь частью общества, не готова к тому , чтобы воспитать полноценную личность и адаптировать ребенка –инвалида к реальным жизненным условиям. Боясь инвалидов, с другой стороны, их начинают усиленно опекать. На самом деле, решая физиологические и минимальные социальные проблемы инвалидов 3-17 лет, их развращают гиперопекой, внушают комплекс неполноценности и неспособности к самостоятельным действиям . Когда же наступает время прекращения социальных программ , инвалиды оказываются неспособными к реальной жизни. Они уходят в себя.

                Таким образом можно сделать выводы:

    1. Дети – инвалиды – это дети , имеющие «значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения роста и развития ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем».
    2. Инвалидность в РФ устанавливается согласно Правил признания лица инвалидом Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» (с 1 января 2010 г. настоящие Правила действуют без учёта «степени ограничения способности к трудовой деятельности», согласно поправкам, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2009 г. № 1121 «О внесении изменений в Правила признания лица инвалидом»).
    3. Вся сложность и многоаспектность проблем инвалидов и их семей в значительной степени находит отражение в социально-экономических технологиях работы с инвалидами, в деятельности системы государственного социального обеспечения.
    4. Необходимо взаимодействие семей с детьми-инвалидами с специалистами, т.к установлено, что детям удается достичь гораздо лучших результатов, когда в реабилитационном процессе родители и специалисты становятся партнерами и вместе решают поставленные задачи.
    5. Наличие барьеров между инвалидами и обществом обусловлено тем , что больное общество стремится к тому, чтобы, откупившись от инвалида, ограничить его социально и воспитать в нем потребительское отношение к здоровым людям и обществу .
    Просмотров: 407 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 0.0/0
    Конструктор сайтов - uCozCopyright MyCorp © 2018