Вторник, 25.09.2018, 23:55
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Поиск
Вход на сайт
Календарь
«  Октябрь 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Президент России
  • Официальный портал администрации Липецкой области
  • Управление социальной защиты населения Липецкой области
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » 2015 » Октябрь » 13 » Роль семьи в формировании здорового образа жизни ребенка
    16:36
    Роль семьи в формировании здорового образа жизни ребенка

    Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым,

    сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!

               «Берегите здоровье смолоду!» - эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для того чтобы у человека уже выработалось осознанное отношение к своему здоровью. Условия, от которых зависит направленность формирования личности ребенка, а также его здоровье, закладываются в семье. То, что прививают ребенку с детства и отрочества в семье в сфере нравственных, этических и других начал, определяет все его дальнейшее поведение в жизни, отношение к себе, своему здоровью и здоровью окружающих.

              Семья – это социальный институт, участвующий в формировании личности человека. Каждый человек, рождаясь, имеет генетически заданные способности, однако личностью он становится, пройдя социализацию. Первыми в процесс социализации включается семья. Через родителей ребенок учится социально опосредовать свои телесные и психические функции. Если родители соматически и психически здоровы, ведут здоровый образ жизни, то процесс социализации функций ребенка будет успешен. Однако если родители болеют, то ребенок может копировать как сами симптомы, так и способы реагирования на болезнь, усваивая семейные стереотипы здоровья и болезни. Поэтому медики часто сталкиваются с детьми, чьи симптомы схожи с заболеваниями их родных не только потому, что есть фактор наследственной слабости систем органов, но и потому, что дети подражают своим близким. Однако, если, несмотря на заболевания, родные демонстрируют направленность на здоровый образ жизни, желание справиться с болезненными ощущениями, то ребенок учится правильным способам сохранения и поддержания своего здоровья.

              Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывался ребенок. Однако  рассказы и нравоучения взрослых не вызовут у малыша стойкой потребности в здоровом образе жизни. А значит, прежде чем научить ребенка, эту потребность родители должны выработать у себя. После этого на первый план в семейном воспитании выходит вопрос о средствах формирования культуры здоровья детей. К этим средствам относятся: деятельность, общение, отношения.

    Деятельность – основной фактор развития человека и она должна быть направлена на пользу человека.

    Общение как атрибут деятельности повышает её воспитательный эффект.

    Связующим звеном между деятельностью и общением выступают отношения. Они должны  носить ярко гуманистический характер,  используя оба механизма взаимодействия с ребенком:

    1-й механизм: Поощряя определённое поведение ребёнка по сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья окружающих, наказывая его за нарушение и невыполнение тех или иных здоровьесберегающих правил, родители внедряют в сознание ребёнка систему ценностных установок и норм культуры здоровья

    2-й механизм: идентификация - подражание своим родителям, ориентация на родительский пример. Замечу, что родители не всегда демонстрируют пример здорового образа жизни  (Например, утренняя зарядка: детей заставляем делать, а сами?)

    Задача  родителей -  донести значение ежедневной заботы о своем здоровье до сознания  своего ребенка, обучить  искусству укрепления здоровья. Искусство это осваивается детьми в процессе совместной деятельности с родителями. Родителям необходимо не направлять детей на путь здоровья, а     вести их за собой по этому пути своим примером.


            Какие же формы совместного отдыха детей и родителей, способствующих формированию ЗОЖ,  можно выделить?

    • Совместная интеллектуальная деятельность: интеллектуальные семейные игры, разгадывание кроссвордов, ребусов, загадок, составление собственных кроссвордов и др.;
    • Совместная творческая деятельность: оформление поздравления родственникам, подготовка квартиры к празднику, выполнение каких-либо художественных работ и др.;
    • Совместная трудовая деятельность: уборка в квартире, благоустройство территории вокруг своего дома, выполнение работ на приусадебном участке и др.;
    • Совместная спортивная деятельность: посещение тренажерного зала, бассейна, спортивные занятия на стадионе всей семьей, лыжные семейные прогулки и др.;
    • Совместные подвижные, сюжетно-ролевые игры.

    Формируя  здоровый  образ  жизни ребенка, семья должна привить   ребенку следующие  основные  знания,  навыки и умения:

    • знание  основных частей тела и внутренних органов,  их расположение и роль  в  жизнедеятельности  организма  человека;
    • умение  измерять  рост,  массу тела,  определять  частоту своего пульса и дыхания,  понимание   значения  определения этих показателей для контроля за  состоянием  здоровья  и  его коррекции;
    • понимание значения ЗОЖ  для личного здоровья,  хорошего самочувствия, успехов в учебе;
    • знание  правил  личной гигиены, гигиены жилых и учебных помещений, одежды, обуви и др.;
    • умение  правильно  строить  режим дня и выполнять его;
    • знание  основных  правил  рационального питания  с учетом  возраста;
    • понимание  значения  двигательной  активности  для  развития здорового организма;
    • знание  правил  профилактики  заболеваний  позвоночника,  стопы, органов зрения,  слуха и других;
    • знание  основных природных факторов, укрепляющих здоровье, и правил их использования;
    • знание правил сохранения здоровья от простудных и некоторых других инфекционных заболеваний;
    • умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;
    • умение оказывать простейшую помощь при небольших порезах, ушибах, ожогах, обморожениях;
    • знание лечебных учреждений, где возможно получить помощь в случае болезни;
    • умение взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (дом, класс, улица, дорога, лес) безопасна для жизни.

    Родителям необходимо также знать критерии эффективности воспитания ЗОЖ:

    • положительная  динамика  физического  состояния  вашего  ребенка;
    • уменьшение  заболеваемости;
    • формирование  у ребенка  умений  выстраивать  отношения  со сверстниками,  родителями  и  другими людьми;
    • снижение  уровня  тревожности  и  агрессивности.

               Тихая полноводная река, в ней купаются дети, не умеющие хорошо плавать. Впереди – огромный водопад. Неожиданно течение подхватывает и уносит детей. Они оказываются в падающем потоке воды, рискуя разбиться и погибнуть, а мы, взрослые, стоим внизу, протягиваем руки и пытаемся их спасти, в то время как все мы должны были бы быть наверху, где спокойное течение и учить их плавать. Если перенести данную метафору в область здоровья, то река – это образ жизни, и наша общая задача – научить каждого ребенка безопасному плаванию по ней, всячески помогая ему в выборе стиля жизни, способствующего укреплению и сохранению здоровья.      

     

    Педагог-психолог, заведующий стационарным отделением Л.А.Агеева

    Просмотров: 179 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 0.0/0
    Конструктор сайтов - uCozCopyright MyCorp © 2018