Четверг, 14.12.2017, 11:12
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Поиск
Вход на сайт
Календарь
«  Ноябрь 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Друзья сайта
  • Президент России
  • Официальный портал администрации Липецкой области
  • Управление социальной защиты населения Липецкой области
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » 2015 » Ноябрь » 20 » Взаимоотношение родителей с детьми-инвалидами
    15:28
    Взаимоотношение родителей с детьми-инвалидами

               В последнее время в медицине и педагогике для характеристики детей с врожденными дефектами развития получил распространение термин “особые” дети. Проблема лечения и воспитания таких детей рассматривается с точки зрения медицинской, психологической и педагогической коррекции, ориентированной на компенсацию дефекта и приспособление к жизни в обществе. 

    В проблеме «ребенок-инвалид» существует два плана: с одной стороны — семья ребенка-инвалида, как комплекс взаимосвязанных проблем выживания, социальной защиты, образования; а с другой — сам ребенок-инвалид: его проблема как личности заключается не только (а возможно и не столько) в отсутствии слуха, зрения, способности передвигаться, а в том, что он лишен обычного мира детства, отделен от своего здорового сверстника, от круга его дел, интересов, забот. 

    Психологические особенности личности детей-инвалидов 

    Суть личностной проблемы ребенка-инвалида заключается в его изолированности от общества, в котором ему предстоит жить и расти. 

    С раннего детства дети с отклонениями в развитии сталкиваются с оценкой их внешности другими людьми. Часто здоровые дети с детской непосредственностью и жестокостью оценивают внешние дефекты детей-инвалидов в их присутствии. В результате у детей-инвалидов формируются замкнутость, избегание широкого круга общения, замыкание «в четырех стенах», маскированная (скрытая) депрессия. Скрытая депрессия (сниженный фон настроения, негативная оценка себя, собственных перспектив и других людей, часто замедленный темп мышления, скованность и пассивность) в сочетании с заниженной самооценкой и отсутствием благоприятного прогноза на будущее достаточно часто приводит к появлению мыслей суицидального характера. Часто формируется комплекс неполноценности. 

    По мере взросления дети с ограниченными возможностями начинают осознавать, что уровень их жизненных возможностей по сравнению с «обычными» детьми снижен. При этом у них формируется сниженная самооценка, что в свою очередь приводит к чрезмерному снижению уровня притязаний. Следствием этих процессов становится социальная пассивность и сужение активного жизненного пространства. 

    Рано или поздно особые дети начинают осознавать глобальность своей зависимости от здоровых членов общества. Пенсия, льготы и многое другое — все это они получают за счет здоровых людей. Осознание глобальности зависимости и привыкание к зависимости способствует формированию иждивенчества. Типичными тенденциями становятся отказ от самостоятельности и перенос ответственности за свою судьбу на ближайшее окружение. Фактически, к дефекту развития «особых» детей присоединяется дефект воспитания. 


    В каждой семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями жизнедеятельности, существуют свои особенности, свой психологический климат, который так или иначе воздействует на ребенка, либо способствует его реабилитации, либо, наоборот, тормозит ее. 

    Рождение ребенка с отклонениями в развитии - большое потрясение для семьи, и реакция на это известие может быть различной: от депрессии, до тенденций к отказу от ребенка. Для матери уже в роддоме весть о рождении больного ребенка является большим стрессом. Уже именно там ей необходима "скорая" помощь, задачей которой является психотерапевтическая и просветительская работа с матерью, членами семьи (особенно с отцом) и первые советы-рекомендации - к кому обратиться.

    Ученые выделяют несколько стадий приспособления семьи к такой ситуации, а именно:

    • стадия шока, агрессии, отказа от осознания факта. Родители ищут виновного в трагедии, обвиняя друг друга или врачей, иногда агрессию направляют на новорожденного, в семье растет эмоциональное напряжение
    • стадия скорби за здоровым ребенком, которого нет. Родители начинают осознавать свою ответственность, однако чувствуют себя беспомощными в вопросах ухода, воспитания ребенка, обращаются к специалистам
    • стадия адаптации: родители «приняли» ситуцию, начинают строить жизнь с учетом того, что в семье есть ребенок-инвалид. У взрослых уменьшается чувство сострадания, скорби, усиливается интерес к окружающему миру, событий. Безусловно, для большинства семей адаптация является условным, ведь они продолжают жить в условиях стресса, взросления ребенка приносит новые проблемы и т.д..

    Нужно отметить, что большим стрессом для здоровых детей является появление в семье ребенка с недостатками. У старших сестер и младших братьев существует повышенный риск психосоциальных расстройств (у старших сестер - необходимость ухода за ребенком, у младших братьев - отсутствие внимания со стороны родителей). Последствия такого стресса проявляются в более позднем детском и подростковом возрасте. Согласно Положению Комиссии защиты прав ребенка ООН, братья и сестры детей-инвалидов - это дети, которые нуждаются в защите и реабилитации. Это особые дети. В зависимости от взаимоотношений в семье они могут быть опорой и защитой своим родным. Но не получив поддержки, могут сломаться и отказаться от больного брата или сестры. Братья и сестры в семье ребенка-инвалида является первым и очень важным этапом интегрированного воспитания, значительно облегчит ему вхождение в социум. А для здоровых детей, если больные брат или сестра не стали источником страданий, есть шанс стать милосердным и добрым человеком, а, возможно, и выбрать профессию врача, психолога, педагога или социального работника.

    Такой фактор, как включенность отца в воспитание ребенка-инвалида, значительно влияет на его психологическое самочувствие. Вследствие отсутствия включенности отца в воспитание, а также в силу других причин, дети-инвалиды часто испытывают дискомфорт в семейных отношениях. Естественно, это всегда негативно. Ребенок-инвалид в таких семьях испытывает двойную нагрузку: неприятие обществом и подверженность феномену отчуждения в собственной семье. 


    Педагогические особенности детей-инвалидов 

    Воспитание и обучение входят в состав педагогической деятельности. Направленное обучение ребенка с целью дать ему трудовые навыки и общие представления о жизни, которые должны помочь найти в ней свое место, и называется воспитанием. Главная задача воспитания — формирование и развитие ребенка как личности, обладающей теми полезными качествами, которые ей необходимы для жизни в обществе. Обучение — процесс, основная цель которого состоит в развитии способностей ребенка. Отделить эти два процесса практически невозможно: воспитывая ребенка, мы всегда его чему-то обучаем, а занимаясь обучением, одновременно и воспитываем. 

    Родители детей-инвалидов вначале не могут долго «отойти» от психологического шока, связанного с рождением ребенка с отклонениями. Затем, в некоторых случаях, они долго не могут внутренне согласиться с тем, что дефект может быть практически неизлечимым. Пройдя за первые годы жизни ребенка все доступные методы лечения, родители «остывают» к лечению, не приступив при этом к адаптации. К сожалению, большинство родителей впервые годы не уделяют должного внимания психическому развитию ребенка и формированию у него знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной жизни во взрослом периоде (с учетом специфики имеющегося дефекта). Упускаются наиболее драгоценные для развития психики первые годы жизни, когда формируются взаимоотношения ребенка с окружающей средой. Между тем, именно навыки самостоятельного существования определяют судьбу ребенка с особенностями развития в зрелом возрасте, тем более что родители «не вечны». 


    Таким образом, семья является самой инстанцией, в которой ребенок получает обратную связь от других людей по отношению к собственной личности и учится воспринимать себя глазами окружающих. В зависимости от типа внутрисемейных отношений и стиля семейного воспитания, семьи, имеющие детей с особыми потребностями, дифференцируются на четыре группы. Характерными особенностями каждой из них:

    первая: стиль воспитания - гиперопека, что со временем может измениться гиперпротекции (фобия утраты ребенка). Ребенок становится центром жизнедеятельности такой семьи, поэтому коммуникативные связи с окружением деформированы. Родители вообще имеют неадекватные представления о возможностях ребенка, у матери - гипертрофированное чувство тревожности систематические супружеские конфликты, возникающие могут привести к разводу. Такая семья оказывает негативное влияние на формирование личности ребенка-инвалида, оказывается в ее эгоцентризме, постоянной зависимости от родителей, отсутствия собственной активности в действиях, занижении самооценки.

    вторая группа: "холодные" отношения с ребенком, гипопротекция, снижение эмоциональных контактов. Внимание акцентируется на медицинской стороне проблемы, поэтому родители проявляют повышенные требования к медицинскому обслуживанию, пытаясь таким образом компенсировать свой психологический дискомфорт. Именно в таких семьях встречается явление скрытого алкоголизма родителей. Семья такого типа способствует формированию в личности ребенка эмоциональной неуравновешенности, высокой тревожности, нервно-психического напряжения, порождает комплекс неполноценности, беззащитность, неуверенность в себе

    третья группа: стиль сотрудничества, конструктивные и ответственные отношения с ребенком, родители осознали проблему, верят в успех, знают все сильные стороны личности ребенка, развивают его самостоятельность. Родители этой группы имеют, как правило, высокий образовательный уровень, проявляют постоянный интерес к организации социально-педагогического развития ребенка, поддерживают проявления его самостоятельности, налаживают контакты с внешним миром. При таких условиях у ребенка-инвалида развивается чувство защищенности, уверенности в себе, потребности в активном установлении межличностных отношений не только с ближайшим окружением, но и с внешней действительностью целом

    четвертая группа: репрессивный стиль семейного общения; авторитарная родительская позиция; пессимизм, ограничения прав ребенка; постоянные требования соблюдения определенных правил, а при отказе - возможны и физические наказания. В такой семье у ребенка формируется аффективно-агрессивное поведение, плаксивость, повышенная возбудимость, раздражительность.


    Большинство родителей строят воспитание ребенка с отклонениями развития на принципах воспитания здорового ребенка, а именно, смягчения требований к нему в периоды острых или обострения хронических заболеваний. Следуя данному принципу, многие родители, имеющие детей с отклонениями развития, чрезмерно занижают предъявляемые к ним требования в течение всего детского, а также подросткового периодов воспитания. 

    Одним из факторов, стимулирующих снижение требовательности к таким детям, является комплекс родительской вины. В итоге воспитания по типу сверхопеки — «ребенок-кумир» с чрезмерным обереганием ребенка и даже иногда с сокрытием его дефекта до определенного момента у большинства детей — инвалидов вырабатывается инфантильное отношение к окружающим и сверхэгоизм. 

    Когда ребенок с особенностями в развитии вырастает, проблема самостоятельности выступает на первый план, однако его личность уже бывает сформирована на принципах повышенной опеки, потакания слабости, низкой требовательности. 

    Есть несколько простых способов особенно полезных при занятиях по овладению первичными навыками с детьми, отстающими в развитии. 

    Общие рекомендации по оказанию ребенку помощи в развитии: 

    1.Чаще хвалите ребенка. Ласково обнимайте или давайте ему какую-нибудь маленькую награду, когда у него что-нибудь получается или когда он очень старается. Если ребенок старается сделать, но у него не получается, лучше обойдите это молчанием или просто скажите: «Жаль, не вышло, в другой раз получится». 
    2.Больше разговаривайте с ребенком. Объясняйте все, что вы делаете. Ребенок слушает и начинает усваивать язык задолго до того, как заговорит. Если вы считаете, что ребенок не слышит, говорите с ним и используйте «язык жестов». Убедитесь, что он смотрит на вас, когда вы говорите. 
    3.Помогая ребенку осваивать новый навык, мягко и осторожно направляйте его движения своими руками. 
    4.Используйте зеркало, чтобы помочь ребенку узнать свое тело, научиться владеть руками. 
    5.Используйте подражание. Чтобы научить ребенка новому действию или навыку, сначала выполните действие сами и пригласите ребенка повторить его, подражая вам. Превратите это в игру. 
    6.Побуждайте ребенка двигаться или тянуться, стараясь достать то, что он хочет. 
    7.Сделайте учение забавой. Всегда ищите способы превратить обучающие занятия в игру. 
    8.Пусть старшие братья и сестры показывают ребенку новые приспособления, игрушки и т. д. 
    9.Ребенок часто лучше усваивает, когда рядом нет учителя. Дети часто прилагают большие усилия, когда им чего-нибудь очень хочется, а рядом нет никого, кто поможет. Учить ребенка — важно, но не менее важно давать ему возможность исследовать, пробовать свои силы и самому делать для себя то, что он может. 
    10.Пусть ребенок по мере сил обслуживает себя сам. Помогайте ему только в той мере, в какой это необходимо. Это — «золотое правило реабилитации». Когда ребенку трудно что-нибудь сделать, или он делает это медленно и неумело, родителям очень часто хочется «помочь» ребенку, сделав это за него. Однако, для развития полезнее, если вы дадите ему возможность сделать это самому, — поддерживая и поощряя, и помогая лишь теми способами, которые позволяют ребенку по мере сил самому себя обслуживать. В работе по развитию с особыми детьми очень важен индивидуальный подход не только в подборе упражнений, важно не столько следовать указаниям, сколько думать, наблюдать за реакцией ребенка, замечать, как занятие помогает или мешает общему развитию ребенка. Необходимо приспосабливать занятие к потребностям каждого ребенка. 

    Правильное воспитание ребенка с отклонениями в развитии в семье возможно только в том случае, если родителям, особенно матери, удается сохранить душевное равновесие в условиях повышенной стрессогенности. Только такая семья становится активным помощником своему ребенку, формируя перспективное реабилитационное пространство. 

    В России фактически по сегодняшний день существует три различных варианта образования детей-инвалидов: 

    1.специальные интернаты, дома-интернаты, специальные школы, отрывающие детей от семьи и от общения со здоровыми сверстниками; 
    2.общеобразовательные школы, в которых дети с ограниченными возможностями испытывают физические и психологические трудности, приводящие к отставанию в учебе и к психотравмам; 
    3.обучение на дому, слабо развитое и некачественное из-за некомпетентности педагогов и нерегулярного посещения ими детей-инвалидов.

    Просмотров: 1115 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 0.0/0
    Конструктор сайтов - uCozCopyright MyCorp © 2017